Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»

МЫТЬ: [ДОПОЛНЕНИЕ]

227

Мыть(см. вып. 3, с. 127—129)

Ср.О. В. ТвороговСокол трех мытей»в Повести об Акире Премудром. — В кн.: Вопросы теории и истории языка. Сб. статей, посвящ. памяти Б. А. Ларина. Л.,1969,с. 112—114): «В ее (Повести об Акире, —В. В.) древнейшей редакции, один из списков которой содержался в мусин-пушкинском сборнике, упоминаниесокола трех мытейвообще отсутствует. Оно встречается лишь в третьей редакции повести, старшие списки которой восходят к середине XVII в....На основании их можно попытаться реконструировать архетипное чтение: „Коли сокол трех мытей, тогда не даст в обиду гнезда своего“, являющееся, как можно видеть, параллелью к словам Святослава: „Коли соколъ въ мытехъ бываетъ...не дастъ гнѣзда своего въ обиду“....Устойчивое употребление образасокол трех мытейв списках повести об Акире Премудром наталкивает на мысль: не явилось ли доставившее столько хлопот комментаторам выражениевъ мытехърезультатом искажения слов „г̃ мытей“ (где г̃ — обозначение цифры 3), которое могло читаться в первоначальном тексте „Слова о полку Игореве“?».Прийма(Сербскохорватские параллели,с. 79): «Для дальнейшей разработки вопроса о „соколе трех мытей“ не бесполезны будут...параллели, взятые нами из хорватского эпоса и средневековой сербскохорватской письменности....

Херцег Стјепан храњаше соколо тројемитара,
Ону лијепу птицу.

(В.Богишић. Народне пјесме [из старијих највише приморских записа, књига 1. Београд, 1878], с. 132, —примеч. Ф. Я. Приймы).

228

Поясняя слово „тројемитар“, В. Богишич написал в примечаниях: „...вторая половина этого составного слова близка к глаголумитарити сеpilos vel pennas mutare. Таким образом, эпитет этот на поэтическом языке означает птицу, которая три раза линяла, т. е. трехлетнего сокола“ (Там же, стр. 399, —примеч. Ф. Я. Приймы).

Следующие три примера — это фрагменты из сочинений писателей сербскохорватского Возрождения: Марко Марулича (1450—1524), Мавро Ветрановича (ум. 1576) и Юрия Бараковича (1548—1628). Фрагменты эти приведены в академическом словаре сербскохорватского языка, откуда мы их и заимствуем.

Na ruci jim stahu sokoli mitari.

(M. Marulić)

Moj sivi sokole, mitaru prilijepi.

(M. Vetranović)

Mńu, da već neg vitar bi lasan život moj,
Al’ sokol trič mitar u gori planinskoj.

(Ð. Baraković)

Приведенные примеры говорят о том, что образ „сокола-митара“ и „сокола-троемитара“ или „тричмитара“ был широко распространен в сербскохорватской письменности XV—XVII веков, в которую он пришел из народной поэзии, где бытовал издревле....в сербскохорватской народной поэзии и письменности не только „сокол-троемитар“, но и „сокол-митар“ служили олицетворением красоты, силы и отваги».Роман Якобсон(Сокол в мытех.— «Јужнословенски филолог».Кн. XXX,св. 1—2. Београд,1973,с. 129): «Фраза о зрелом, матером соколе явно перешла в „Повесть об Акире“ из „Слова“. В последнем она неразлучно связана с предыдущей фразой..., которую последующая...дополняет и объясняет: старому не диво помолодеть, и когда соколиное гнездо под угрозой, старый сокол помолодев разгонит налетчиков. Напротив, в ответе Акира премудрого царю Синографу, напуганному угрозами египетского фараона, вступительная фраза — въверзи на господа печаль свою, и той тя препитает, не даст в вѣки молитвы праведнику — оставляет дальнейший афоризм о соколе трех мытей без всякого ключа к уразумению.

В списках „Повести об Акире“ бросаются в глаза искажения фразы о защитнике соколе, частично или даже всецело ее обессмысливающие и свидетельствующие о непонимании образа».С. 127: «Сочетаниесоколъ въ мытьхъявно соответствует по форме и значению таким ходовым выражениям, как рус.человек в летах„пожилой, немолодой“. Ср. синонимичные формы — рус.в годах, укр.в літах, пол. w leciech, чеш. v letech, словац. v rokoch, серб.у годинами».Л. А. Дмитриев(Два замечания к тексту«Сл. о п. Иг.».II.«Коли соколъ въ мытехъ бываетъ,высоко птицъ възбиваетъ». —ТОДРЛ,т. XXXI. Л, ,с. 289—290): «...фраза о соколе „3 мытей“, становящемся сильным и грозным, находит интересную параллель в древнерусской письменности...

В статье „Физиолога“ об орле мы читаем: „О орле. Давид глаголеть: Обновиться, яко орля, уность твоя. Фисиолог рече о орле: яко аще състарееться, отяжьчаета ему очи и ослепнеть, что убо створить: взыщеть источника

229

воды чисты и възлетить на въздух солнечныи и изожьжеть криле свои и тму очию своею и снидеть на землю и погрузиться в воде трижды“ (А.Карнеев. Материалы и заметки по литературной истории физиолога. Изд. ОЛДП, 1890, с. 196, —примеч. Л. А. Дмитриева). Такой же текст об орле находится и в Толковой Палее (Там же, с. 201, —примеч. Л. А. Дмитриева). Хорошо известно, какое большое влияние имел „Физиолог“ на мировоззрение, на представления средневековых людей о мироздании, как широко использовались легенды и представления „Физиолога“ в древнерусской письменности (См.: А.Карнеев. Материалы и заметки..., —примеч. Л. А. Дмитриева). В одном из списков (XVII в.) Моления Даниила Заточника восходящая к „Физиологу“ сентенция об орле по тексту и смыслу еще более близка к рассматриваемому отрывку „Слова“: „Орел убо егда состареется и отягчатся очи ему, и бывает слеп, и возлетит на воздух, и обрет источник воды чисты, и погрузится в нем трикраты: тогда оставит слепоту свою во источнице том. Тогда юн бывает орел, высоко летая, яко царь над птицами“ (Слово Даниила Заточника по редакциям XII и XIII вв. и их переделкам. Пригот. к печати Н. Н. Зарубин. Л., 1932, с. 103, —примеч. Л. А. Дмитриева).

Приведенные тексты не дают оснований говорить о непосредственной связи между пассажами о соколе „трех мытей“ Повести об Акире и соколе „въ мытехъ“ „Слова“, с одной стороны, и статьей «Физиолога» о возрождающемся орле — с другой. Но едва ли чисто случайно совпадение между представлением о храбрости сокола „трех мытей“ и возвращении к орлу молодости и силы после того, как он трижды омоется в „источнике воды чисты“. Думается, что ассоциативные связи между этими образами у средневекового читателя должны были возникать даже в том случае, если они непосредственно и не связаны друг с другом.

За фразой о „перемытившемся“, перелинявшем, соколе, по-видимому, стояло не биологическое явление (определенный возраст птицы), а средневековые представления об особой храбрости и отваге, о возрождении молодой силы сокола, который прошел „три мыти“. Представления эти основывались на естественно-фантастических преданиях о свойствах и повадках зверей и птиц, таких, как рассказ „Физиолога“ об орле».